...Бодхидхарма принял Хуэй-ко в ученики лишь после того, 
как тот подтвердил свою решимость обрести просветление,
отрубив себе левую руку...
Но зачем монах Ван-Го отрезал себе правое ухо?

(запись, оставленная японским монахом в галерее Ван Гога в Амстердаме)

Сякухати – это флейта … и кое-что ещё. Древние говорили, что даже если возьмёшь маленький камешек и будешь его шлифовать со всей безупречностью, на которую только способен, - этот маленький камешек изменит всю твою жизнь. Всё зависит от твоего отношения.

В нашем случае таким «камешком» является сякухати. «Пусть этот кусок бамбука станет моим вторым позвоночником» - примерно так однажды я это сформулировал для себя. Сформулировав, стал следовать. Следуя, обнаружил: первое, с чем имеет дело ловец собственного дыхания – это тело.

1.Сидеть прямо.

Игра на сякухати – это мистический акт, о-звучивание сознания Будд и Бодхисаттв «… в самом конце обучения, лет через 40-50 практики, и то, если повезёт!» - может добавить кто-нибудь. Но это не так. Всё зависит не от технического мастерства игры и объёмистости репертуара, а исключительно от настроя или, говоря точнее, намерения. Если намерение безупречно, то даже если у тебя ещё не получается выдуть и «четверть» звука, - это не важно, результат будет такой же, как и у опытного игрока, - угасание внутреннего диалога, расширение перцептивного поля, замедление чувства времени (Райли Ли дошёл до стадии, когда оно вообще «стоит неподвижно»), внутренняя собранность и отрешённость. Овладение произвольным вниманием – вот ключ к созерцанию поющего воздуха, а заодно и ещё к тысяче удивительных вещей.

Итак, внимание. Первое, на что я обращаю его во время игры – это тело:

•  Позвоночник прямой.

•  Тело расслаблено полностью.

•  Дыхание диафрагмальное.

•  Все движения крайне чуткие и лёгкие, «нацыпочные».

Во время длительной игры часто напрягаются трапециевидные мышцы, а плечи сдвигаются вперёд и немного задираются. Ещё есть огромное искушение ссутулиться – так играть легче всего. Но всё это сильно влияет на качество игры, качество сознания (что в данном случае одно и тоже). Поэтому, когда появляется усталость и ярко выраженное напряжение, лучше сделать паузу: потрясти руками, поделать различные растяжки и раз/с/вы/гибания. Со временем тело привыкает к новым нагрузкам и к долговременному сидению/стоянию с прямой спиной. Более того, телу это нравится, и постепенно разница между игровой и повседневной осанкой сводится на нет.

2. И всё-таки комусо были воинами

Они были воинами в разных смыслах, но прежде всего – в буквальном. Это значит, у них были сильные руки, ноги, поясница, они великолепно чувствовали своё тело и умели находить уравновешенность во всяком движении. Кроме того, многие из них знали толк в цигун (даже если не пользовались этим китайским термином).

Многие считают, что можно играть сякухати без сильного здорового тела и способности отслеживать потоки энергии, напрямую порождаемые звуком или его отсутствием.

И они правы. Можно. Но это будет совершенно не то. Звук сякухати так и будет для тебя просто звуком, пусть очень красивым, но всего лишь звуком. Такой подход не имеет ничего общего с традицией комусо. Лишь если у тебя есть избыток силы и избыток внимательности – вот только тогда! И именно сякухати! Позволяет сплавить их воедино! Говорю это, опираясь исключительно на личный опыт. То, насколько радикален был переворот в моей игре и понимании хонкиёку после того, как я серьёзно занялся цигун-ушу, невозможно описать словами. Поэтому хочу поделиться своим опытом со всеми, шествующими по пути ветра и пустоты: если хочешь добиться реального углубления практики созерцания-ветра-на-кончиках-губ, не надо пытаться играть на сякухати джаз, Баха или нью-эйдж, не надо учить много новых произведений, не надо торжественного ритуала перед и после игры… просто займись цигун, ущу, тайцзы или йогой… и бамбук сам однажды расскажет тебе такую сказочку о Пустоте, от которой до100чтимый доктор Д.Т.Судзуки спалил бы все свои книжки о дзен в один присест. Не задумываясь.

 

3. Возможно ли играть молчание

Без лишнего пафоса. Всего лишь в качестве упражнения, которое невероятно развивает чуткость, внимательность и понимание. Итак, упражнение:

Возьмите флейту и играйте то, что очень хорошо знаете – например, Киорей или Чёши, но … без звука! Как обычно, со всеми ньюансами, но без звука. То есть, держите флейту немного неправильно – чтобы звука не было, а было только шипение-сопение-шуршание или, что предпочтительнее – оставьте внутри канала, чуть дальше игрового торца тряпочку, которой обычно убираете конденсат. Конечно, это упражнение не для первого года занятий. Здесь работа ведётся непосредственно с осознанием. Однако нарабатывается такой уровень именно путём обычной ежедневной игры хонкиёку.

Совсем «продвинутый» вариант – играть на воображаемой сякухати (держать в руках, дуть – всё как положено) или полностью в воображении.

Описанная практика имеет множественные полезные эффекты, перечислять их не стану – попробуйте сами. Особенно советую обратить внимание на то, что происходит, если после такого «беззвучного» исполнения сразу же сыграть то же произведение в обычном режиме «со звуком».

 продолжение следует...

 

 

вернуться на

 

 Ма-цзы& A.C.Philosopher: zenflute@yandex.ru
Hosted by uCoz